Страница обновлена 25.12.2019

Муниципальная инновационная площадка

"Использование информационно-коммуникационных технологий и организация дистанционного обучения воспитанников дошкольного образовательного учреждения"

 

Документы, регламентирующие инновационную деятельность ДОУ
 
Контактное лицо:

Старший воспитатель Скороходова Лариса Вячеславовна

Телефон: 8(4852) 44-25-36,  8(4852) 44-36-38

 

Реализация проекта направлена на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля: сетевое взаимодействие образовательных учреждений; внедрение современных образовательных технологий.

 

Сроки реализации проекта

Проектная деятельность будет осуществляться с сентября 2018 года по август 2020 года. Планируется продолжение инновационного проекта в течение последующих двух лет. (Приложение 1. Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно- коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы)

 

Актуальность

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в дошкольном образовании, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

         «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» говорит, что «система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей».

В Федеральном законе «Об образовании РФ» статья 15 пункт 1 сказано «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» пункт 1 говорится, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Создание сайта «Виртуальный детский сад» будет являться инновационным ресурсом, который позволит оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширит возможность оказания своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения различных  категорий семей.

В свою очередь реализация данного проекта обуславливает ряд требований к личности педагога, его профессиональным качествам, одним из таких качеств является наличие  компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, в частности презентационной и  ИКТ-компетентностей.

К сожалению, в настоящее время, не все педагогические работники в полном объеме владеют данными компетентностями,  что не позволит им полноценно реализовать инновационные технологии в работе с различными категориями семей.

Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО является основным. В нем задаются новые ориентиры развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Современные требования к кадровому обеспечению ДОУ предусматривают укомплектованность квалифицированными кадрами, компетентными и в:

- организации различных видов деятельности воспитанников;

- осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

- методическом обеспечении образовательного процесса;

- реализации информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Проект «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» направлен на создание виртуальной платформы сотрудничества дошкольных образовательных учреждений города Ярославля с целью организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия  с воспитанниками за счет ресурсов всех участников сетевого взаимодействия.

Проблемное поле:

Дети с ОВЗ, соматически ослабленные дети, а также  дети с нормальным развитием в силу ряда причин не всегда имеют возможность регулярно посещать дошкольное образовательное учреждение. Однако без особого методического руководства педагогов дошкольного образования, родители не могут целенаправленно заниматься обучением и воспитанием таких детей.  Поэтому важно вооружить родителей, разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые понадобятся им в процессе воспитания и обучения детей. 

Цель проекта: использование информационно- коммуникационных технологий и ресурсов сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений для организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия  с воспитанниками.

Приоритетом первого года работы является совершенствование презентационной и ИКТ – компетентностей педагогов средствами современных образовательных технологий. В течение последующего времени планируется освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад»,   а также дальнейшее наполнение и распространение практических материалов для дистанционного обучения воспитанников, не посещающих ДОУ по различным причинам,  консультирование родителей и педагогических работников через сайт «Виртуальный детский сад», трансляция педагогического опыта в системе МСО.

 (Приложение 1 Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно- коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы).

Задачи проекта:

  1. Создать материально-технические условия для использования информационно- коммуникационных технологий в деятельности педагогических работников и для поддержки их участия в сетевом взаимодействии;
  2. Разработать курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей;
  3. Создать сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечить его эффективное  использование  всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;
  4. Обеспечить освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».

Предполагаемый результат:

1. Создана материально-техническая база (приобретена необходимая компьютерная техника, обеспечена доступность интернет ресурсов на рабочих местах) для реализации информационно- коммуникационных технологий  в дошкольных образовательных учреждениях;

2. Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ - компетентностей;

3. Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное  использование  всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;

4. Обеспечено освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».

Планируемые продукты проекта

В рамках реализации проектной деятельности планируется создание следующих продуктов:

Срок реализации проекта – сентября 2018 года по август 2020 года.

Проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия ДОУ – участников МИП в соответствии с прилагаемым планом.

 Механизмы реализации инновационного проекта

  1.       Правовые:

•        развитие и совершенствование нормативной правовой базы дошкольных образовательных учреждений (разработка локальных актов, положений и т.д.).

  1.       Организационно-управленческие:

•        организация работы координационного совета, рабочих групп;

•        организация эффективного сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных институтов и общественных организаций;

  1.       Кадровые:

•        развитие кадрового потенциала в части профессиональной компетентности педагогических и других работников;

•        совершенствование системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

  1.       Научно-методические:

•        апробация и внедрение современных педагогических, информационно- коммуникационных технологий  и программ.

  1.       Финансово-экономические:

•        использование системы материального стимулирования педагогических работников по результатам реализации проекта.

  1.       Информационные:

•        использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации проекта.

Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта

Реализация проекта будет способствовать:

  • внедрению инноваций в муниципальную систему образования;
  • повышению профессиональных компетентностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений через овладение информационно- коммуникационными технологиями;
  • использованию интернет- ресурсов для обмена и распространения опыта между дошкольными образовательными учреждениями;
  • эффективному  использованию ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций  в реализации образовательных программ дошкольного образования при дистанционном взаимодействии с детьми дошкольного возраста;
  • повышению качества образования.

Этапы реализации проекта

Организационно-аналитический этап  (сентябрь 2018- май 2019).  На начальном этапе предполагается выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.

Задачи:

Ø Утвердить план работы  координационного совета, создать в МДОУ рабочие  группы по реализации проекта.

  • Провести мероприятия по организационному и материально-техническому  обеспечению реализации проекта.
  • Подготовить информацию для анализа и оценки условий для организации сетевого взаимодействия.
  • Разработать курс практических занятий для педагогических работников по развитию презентационной и ИКТ-компетентностей, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду».

Прогнозируемые результаты:

Ø В МДОУ созданы и функционируют  рабочие  группы, деятельность которых координируется и согласуется координационным  советом.

Ø Сформирована нормативно-правовая база.

Ø Собрана и подготовлена информация для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия.

Ø Разработан курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду».

 

Практический этап (сентябрь 2019 - май 2020)

На основном этапе осуществляется мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; систематизируются методические и дидактические  материалов по проекту; проводится анализ промежуточных результатов по реализации проекта.

Задачи:

Ø Реализовать разработанный курс практических занятий для педагогических работников по развитию презентационной и ИКТ-компетентностей.

  • Подготовить практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание НОД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.

Ø Создать сайт «Виртуальный детский сад».

Прогнозируемые результаты:

Ø Реализован  курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции).

Ø Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.

Ø Создан сайт «Виртуальный детский сад».

Ø На сайте ДОУ представлены методические и практические материалы по теме проектной деятельности.

Ø Проведены мастер-классы, семинары для педагогов МСО г. Ярославля.

Обобщающий этап (июнь-август 2020 г.)

На заключительном этапе работы по проекту осуществляется обобщение опыта работы на различных уровнях и определяются  перспективы деятельности  МИП.

Задачи:

Ø Обобщить и систематизировать методические материалы по проекту, подготовить продукт проектной деятельности

  • Презентация сайта «Виртуальный детский сад» на муниципальном и региональном уровне.

 

Прогнозируемые результаты:

  • Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей.
  • Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
  • Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное  использование  всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования.

На всех этапах работы используются аналитические методы деятельности (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и д.т.), методы воздействия на сознание (беседы, диспуты, конференции, круглые столы), наглядные методы (просмотр открытой образовательной деятельности, презентационные материалы), практические методы (мастер-классы, практикумы, деловые игры). Общий контроль за реализацией проекта и достоверностью результатов осуществляется координационным советом; на уровне ДОУ данный функционал выполняет руководитель рабочей группы. На всех этапах предполагается оформление промежуточных результатов в виде аналитической справки.

 

План действий по реализации проекта

 

Содержание проектной деятельности

2018-2020 учебный год

Срок

 

 

1 этап. Организационно-аналитический

 

1

Формирование нормативно-правовой базы. Создание  координационной и рабочих  групп в МДОУ.

Сентябрь 2018 -  октябрь 2018 год

2

Мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению реализации проекта.

Сентябрь 2018 -  май 2019 год

3

Сбор и подготовка информации для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия 

Сентябрь 2018 -  май 2019 год

4

Разработка курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду»

 

 Ноябрь 2018 -  февраль 2019 год

5

Разработка перспективного планирования ООД для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста с целью наполнения сайта «Виртуальный детский сад».

Март - май 2019 год

 

2 этап. Практический

 

1

Работа  координационного совета, заседания рабочих групп МДОУ

Сентябрь  2019 год –

 май 2020 год

2

Реализация плана сетевого взаимодействия ДОУ.

Сентябрь  2019 год –

 май 2020 год

3

Пополнение  банка нормативно-правовой базы, методического кейса.

Сентябрь  2019 год –

 май 2020 год

4

Информационное сопровождение по вопросам осуществления проектной деятельности на сайте образовательного учреждения. Оформление наглядной информации на стендах в ДОУ.

Сентябрь  2019 год –

 май 2020 год

5

Реализация курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции).

 

Сентябрь 2019 год – декабрь 2019 год

6

Подготовка практических и теоретических материалов для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.

Октябрь 2019 год- март 2020 года

7

Создание сайта «Виртуальный детский сад».

Апрель 2020 года –

май 2020 года

8

Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности, анкетирование родителей с целью выяснения запросов, интересов

Октябрь 2019 год –

апрель 2020 год

9

Трансляция в МСО опыта деятельности МИП.

 

Апрель 2020 год

 

3 этап. Обобщающий

 

1

Анализ достигнутых результатов реализации проекта «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций»

Июнь-июль 2020 год

2

Презентация сайта «Виртуальный детский сад» на муниципальном и региональном уровне.

Июль 2020 года

3

Педагогическая конференция  «Анализ работы  муниципальной инновационной площадки»

 

Август 2020 года

 

Ресурсное обеспечения проекта

  • Кадровые ресурсы: координационный совет, рабочие команды дошкольных образовательных учреждений.
  • Нормативно-правовые ресурсы: нормативно-правовая база федерального,  регионального, муниципального уровня.
  • Материально-технические ресурсы: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, библиотечный фонд.
  • Информационные ресурсы: интернет ресурсы, сайты дошкольных образовательных учреждений.

 

Описание ожидаемых инновационных продуктов

Создан банк материалов, включающих себя:

1. Нормативно-правовые документы

2. Теоретические материалы (библиотечный фонд, статьи, доклады и др.)

3. Материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции и др.)

4. Практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.

 

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО

ü Представление опыта на совещаниях руководителей.

ü Методические мероприятия для педагогов муниципальной системы образования: мастер-классы, семинары, круглые столы.

ü Транслирование  опыта работы на сайте ДОУ.

ü Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности.

Исполнители проекта:

Рабочие группы МДОУ №№ 19, 21, 37, 83, 227, 236.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Дорожная карта по реализации проекта

«Применение информационно- коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций»

 на 2020-2022 годы

 

Цель: содействие внедрению в практику ДОУ методических и практических материалов, направленных на использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений для организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия  с воспитанниками.

Задачи:

  1. Дальнейшая подготовка практических и теоретических материалов для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
  2. Продвижение сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности на городском уровне.
  3. Обеспечение освоения воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».

 

Ожидаемые результаты:

  1. Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
  2. Используется сайт «Виртуальный детский сад» родительской общественностью на городском уровне.
  3. Осваиваются воспитанниками образовательные программы дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».

 

 

 

 

 

 

 

Этапы деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемые результаты

Организационно-аналитический

Пополнение нормативно-правовой базы.

Сентябрь- октябрь 2020 год

Сентябрь- октябрь 2021 год

Все детские сады

Создана нормативно-правовая база

Планирование деятельности   координационного совета  и рабочих  групп в МДОУ.

Все детские сады

Составлены планы деятельности координационного совета и рабочих групп

Сбор статических данных о работе сайта «Виртуальный детский сад», анкетирование родителей о работе данного сайта.

Сентябрь- октябрь 2020 и 2021 годы

 

Все детские сады

Аналитическая информация о работе сайта «Виртуальный детский сад».

Практический

Работа  координационного совета, заседания рабочих групп МДОУ

Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год

Заведующие, старшие воспитатели

Выполнение планов деятельности координационного совета и рабочих групп

Пополнение банка нормативно- правовой  базы, теоретических и практических материалов для дальнейшего наполнения сайта «Виртуальный детский сад»

Ноябрь 2021 год- апрель 2022 год

Все детские сады

Пополняется нормативно-правовая база

Созданы теоретические и практические материалы для дальнейшего наполнения сайта «Виртуальный детский сад»

 

 

 

Семинары, мастер-классы, консультации, круглые столы, вебинары по основным направлениям развития ребенка: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»:

- познавательное развитие (МДОУ № 21),

- художественно-эстетическое развитие (МДОУ № 37, МДОУ № 236),

- речевое развитие (МДОУ № 83)

- физическое развитие (МДОУ № 19).

в рамках сетевого взаимодействия МДОУ

Ноябрь 2020 год- апрель 2021 год

Все детские сады

Педагогический опыт распространен среди участников сетевого взаимодействия

 

 

в рамках транслирования опыта в муниципальной системе образования

Ноябрь 2021 год- апрель 2022 год

Все детские сады

Педагогический опыт распространен в системе МСО г. Ярославля

Взаимодействие с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год

Все детские сады

Родители замотивированы на посещение сайта «Виртуальный детский сад».

Информационное сопровождение по вопросам осуществления проектной деятельности на сайте образовательного учреждения.         Проведение родительских собраний, оформление наглядной информации на стендах в ДОУ.

Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год

Все детские сады

Информационная открытость ДОУ.

Организация методического обеспечения библиотечного фонда в ДОУ, медиатеки

Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год

Старшие воспитатели

Пополнены библиотечный фонд и медиатека ДОУ.

Разработка буклетированного методического и практического материала для педагогов и родителей.

 

 

 

Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год

Старшие воспитатели

Создан буклетированный методический и практический материал для педагогов и родителей.

 

Обобщающий

Педагогическая конференция  «Анализ работы  муниципальной инновационной площадки»

 

Май 2021 год

Май 2022 год

Координационный совет

Проведен анализ результатов работы по проекту.

 

Оформление продуктов проектной деятельности:

  • Материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции и др.)
  • Практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» по основным направлениям развития ребенка: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие» по всем возрастам  (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.

 

Май 2021 год

 

 

 

 

Апрель- май 2022 год

Все детские сады

Оформлены продукты проектной деятельности

Подготовка и защита проекта на соискание статуса  муниципальной инновационной площадки (3 год)

Май-июнь 2021 год

 

 

Все детские сады

Продолжение работы в статусе МИП

Создание и защита проекта на соискание статуса  муниципального ресурсного центра

Апрель 2022

Все детские сады

Дальнейшая трансляция опыта работы ДОУ

 

Промежуточный отчет муниципальной инновационной площадки  «Использование информационно-коммуникационных технологий и организация дистанционного обучения воспитанников дошкольного образовательного учреждения»за I полугодие 2019/2020 учебного года.