Муниципальная инновационная площадка
"Использование информационно-коммуникационных технологий и организация дистанционного обучения воспитанников дошкольного образовательного учреждения"
Старший воспитатель Скороходова Лариса Вячеславовна
Телефон: 8(4852) 44-25-36, 8(4852) 44-36-38
Реализация проекта направлена на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля: сетевое взаимодействие образовательных учреждений; внедрение современных образовательных технологий.
Сроки реализации проекта
Проектная деятельность будет осуществляться с сентября 2018 года по август 2020 года. Планируется продолжение инновационного проекта в течение последующих двух лет. (Приложение 1. Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно- коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы)
Актуальность
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в дошкольном образовании, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» говорит, что «система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей».
В Федеральном законе «Об образовании РФ» статья 15 пункт 1 сказано «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность», а в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» пункт 1 говорится, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Создание сайта «Виртуальный детский сад» будет являться инновационным ресурсом, который позволит оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширит возможность оказания своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения различных категорий семей.
В свою очередь реализация данного проекта обуславливает ряд требований к личности педагога, его профессиональным качествам, одним из таких качеств является наличие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, в частности презентационной и ИКТ-компетентностей.
К сожалению, в настоящее время, не все педагогические работники в полном объеме владеют данными компетентностями, что не позволит им полноценно реализовать инновационные технологии в работе с различными категориями семей.
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО является основным. В нем задаются новые ориентиры развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Современные требования к кадровому обеспечению ДОУ предусматривают укомплектованность квалифицированными кадрами, компетентными и в:
- организации различных видов деятельности воспитанников;
- осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
- методическом обеспечении образовательного процесса;
- реализации информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Проект «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» направлен на создание виртуальной платформы сотрудничества дошкольных образовательных учреждений города Ярославля с целью организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия с воспитанниками за счет ресурсов всех участников сетевого взаимодействия.
Проблемное поле:
Цель проекта: использование информационно- коммуникационных технологий и ресурсов сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений для организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия с воспитанниками.
Приоритетом первого года работы является совершенствование презентационной и ИКТ – компетентностей педагогов средствами современных образовательных технологий. В течение последующего времени планируется освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад», а также дальнейшее наполнение и распространение практических материалов для дистанционного обучения воспитанников, не посещающих ДОУ по различным причинам, консультирование родителей и педагогических работников через сайт «Виртуальный детский сад», трансляция педагогического опыта в системе МСО.
(Приложение 1 Дорожная карта по реализации проекта «Применение информационно- коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» на 2020-2022 годы).
Задачи проекта:
- Создать материально-технические условия для использования информационно- коммуникационных технологий в деятельности педагогических работников и для поддержки их участия в сетевом взаимодействии;
- Разработать курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей;
- Создать сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечить его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;
- Обеспечить освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».
Предполагаемый результат:
1. Создана материально-техническая база (приобретена необходимая компьютерная техника, обеспечена доступность интернет ресурсов на рабочих местах) для реализации информационно- коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях;
2. Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ - компетентностей;
3. Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования;
4. Обеспечено освоение воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».
Планируемые продукты проекта
В рамках реализации проектной деятельности планируется создание следующих продуктов:
- Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей.
- Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования.
Срок реализации проекта – сентября 2018 года по август 2020 года.
Проект реализуется в рамках сетевого взаимодействия ДОУ – участников МИП в соответствии с прилагаемым планом.
Механизмы реализации инновационного проекта
- Правовые:
• развитие и совершенствование нормативной правовой базы дошкольных образовательных учреждений (разработка локальных актов, положений и т.д.).
- Организационно-управленческие:
• организация работы координационного совета, рабочих групп;
• организация эффективного сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных институтов и общественных организаций;
- Кадровые:
• развитие кадрового потенциала в части профессиональной компетентности педагогических и других работников;
• совершенствование системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
- Научно-методические:
• апробация и внедрение современных педагогических, информационно- коммуникационных технологий и программ.
- Финансово-экономические:
• использование системы материального стимулирования педагогических работников по результатам реализации проекта.
- Информационные:
• использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации проекта.
Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта
Реализация проекта будет способствовать:
- внедрению инноваций в муниципальную систему образования;
- повышению профессиональных компетентностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений через овладение информационно- коммуникационными технологиями;
- использованию интернет- ресурсов для обмена и распространения опыта между дошкольными образовательными учреждениями;
- эффективному использованию ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций в реализации образовательных программ дошкольного образования при дистанционном взаимодействии с детьми дошкольного возраста;
- повышению качества образования.
Этапы реализации проекта
Организационно-аналитический этап (сентябрь 2018- май 2019). На начальном этапе предполагается выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы.
Задачи:
- Провести мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению реализации проекта.
- Подготовить информацию для анализа и оценки условий для организации сетевого взаимодействия.
- Разработать курс практических занятий для педагогических работников по развитию презентационной и ИКТ-компетентностей, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду».
Прогнозируемые результаты:
Ø В МДОУ созданы и функционируют рабочие группы, деятельность которых координируется и согласуется координационным советом.
Ø Сформирована нормативно-правовая база.
Ø Собрана и подготовлена информация для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия.
Ø Разработан курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду».
Практический этап (сентябрь 2019 - май 2020)
На основном этапе осуществляется мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; систематизируются методические и дидактические материалов по проекту; проводится анализ промежуточных результатов по реализации проекта.
Задачи:
- Подготовить практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание НОД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
Ø Создать сайт «Виртуальный детский сад».
Прогнозируемые результаты:
Ø Реализован курс практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции).
Ø Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
Ø Создан сайт «Виртуальный детский сад».
Ø На сайте ДОУ представлены методические и практические материалы по теме проектной деятельности.
Ø Проведены мастер-классы, семинары для педагогов МСО г. Ярославля.
Обобщающий этап (июнь-август 2020 г.)
На заключительном этапе работы по проекту осуществляется обобщение опыта работы на различных уровнях и определяются перспективы деятельности МИП.
Задачи:
- Презентация сайта «Виртуальный детский сад» на муниципальном и региональном уровне.
Прогнозируемые результаты:
- Разработан курс практических занятий для педагогических работников по работе в «Виртуальном детском саду», включающий в себя развитие презентационной и ИКТ – компетентностей.
- Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Создан сайт «Виртуальный детский сад» и обеспечено его эффективное использование всеми участниками образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного образования.
На всех этапах работы используются аналитические методы деятельности (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и д.т.), методы воздействия на сознание (беседы, диспуты, конференции, круглые столы), наглядные методы (просмотр открытой образовательной деятельности, презентационные материалы), практические методы (мастер-классы, практикумы, деловые игры). Общий контроль за реализацией проекта и достоверностью результатов осуществляется координационным советом; на уровне ДОУ данный функционал выполняет руководитель рабочей группы. На всех этапах предполагается оформление промежуточных результатов в виде аналитической справки.
План действий по реализации проекта
Содержание проектной деятельности 2018-2020 учебный год |
Срок
|
|
1 этап. Организационно-аналитический
|
||
1 |
Формирование нормативно-правовой базы. Создание координационной и рабочих групп в МДОУ. |
Сентябрь 2018 - октябрь 2018 год |
2 |
Мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению реализации проекта. |
Сентябрь 2018 - май 2019 год |
3 |
Сбор и подготовка информации для анализа и оценки условий организации межсетевого взаимодействия |
Сентябрь 2018 - май 2019 год |
4 |
Разработка курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду»
|
Ноябрь 2018 - февраль 2019 год |
5 |
Разработка перспективного планирования ООД для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста с целью наполнения сайта «Виртуальный детский сад». |
Март - май 2019 год |
2 этап. Практический
|
||
1 |
Работа координационного совета, заседания рабочих групп МДОУ |
Сентябрь 2019 год – май 2020 год |
2 |
Реализация плана сетевого взаимодействия ДОУ. |
Сентябрь 2019 год – май 2020 год |
3 |
Пополнение банка нормативно-правовой базы, методического кейса. |
Сентябрь 2019 год – май 2020 год |
4 |
Информационное сопровождение по вопросам осуществления проектной деятельности на сайте образовательного учреждения. Оформление наглядной информации на стендах в ДОУ. |
Сентябрь 2019 год – май 2020 год |
5 |
Реализация курса практических занятий для педагогических работников с целью актуализации презентационной и ИКТ-компетентности, необходимых для дальнейшей работы в «Виртуальном детском саду» (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции).
|
Сентябрь 2019 год – декабрь 2019 год |
6 |
Подготовка практических и теоретических материалов для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия. |
Октябрь 2019 год- март 2020 года |
7 |
Создание сайта «Виртуальный детский сад». |
Апрель 2020 года – май 2020 года |
8 |
Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности, анкетирование родителей с целью выяснения запросов, интересов |
Октябрь 2019 год – апрель 2020 год |
9 |
Трансляция в МСО опыта деятельности МИП.
|
Апрель 2020 год |
3 этап. Обобщающий
|
||
1 |
Анализ достигнутых результатов реализации проекта «Применение информационно-коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций» |
Июнь-июль 2020 год |
2 |
Презентация сайта «Виртуальный детский сад» на муниципальном и региональном уровне. |
Июль 2020 года |
3 |
Педагогическая конференция «Анализ работы муниципальной инновационной площадки»
|
Август 2020 года |
Ресурсное обеспечения проекта
- Кадровые ресурсы: координационный совет, рабочие команды дошкольных образовательных учреждений.
- Нормативно-правовые ресурсы: нормативно-правовая база федерального, регионального, муниципального уровня.
- Материально-технические ресурсы: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, библиотечный фонд.
- Информационные ресурсы: интернет ресурсы, сайты дошкольных образовательных учреждений.
Описание ожидаемых инновационных продуктов
Создан банк материалов, включающих себя:
1. Нормативно-правовые документы
2. Теоретические материалы (библиотечный фонд, статьи, доклады и др.)
3. Материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (семинары, мастер-классы, консультации, вебинары, skype-конференции и др.)
4. Практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО
ü Представление опыта на совещаниях руководителей.
ü Методические мероприятия для педагогов муниципальной системы образования: мастер-классы, семинары, круглые столы.
ü Транслирование опыта работы на сайте ДОУ.
ü Презентация сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности.
Исполнители проекта:
Рабочие группы МДОУ №№ 19, 21, 37, 83, 227, 236.
Приложение 1
Дорожная карта по реализации проекта
«Применение информационно- коммуникационных технологий как средства дистанционного взаимодействия с воспитанниками с использованием ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций»
на 2020-2022 годы
Цель: содействие внедрению в практику ДОУ методических и практических материалов, направленных на использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений для организации дистанционного (на расстоянии) взаимодействия с воспитанниками.
Задачи:
- Дальнейшая подготовка практических и теоретических материалов для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Продвижение сайта «Виртуальный детский сад» для родительской общественности на городском уровне.
- Обеспечение освоения воспитанниками образовательных программ дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».
Ожидаемые результаты:
- Подготовлены практические и теоретические материалы для наполнения сайта «Виртуальный детский сад» (режим дня, расписание ООД, циклы занятий для воспитанников, консультации для родителей и т.п.), с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
- Используется сайт «Виртуальный детский сад» родительской общественностью на городском уровне.
- Осваиваются воспитанниками образовательные программы дошкольного образования с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия дистанционно посредством сайта «Виртуальный детский сад».
Этапы деятельности |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Ожидаемые результаты |
Организационно-аналитический |
Пополнение нормативно-правовой базы. |
Сентябрь- октябрь 2020 год Сентябрь- октябрь 2021 год |
Все детские сады |
Создана нормативно-правовая база |
Планирование деятельности координационного совета и рабочих групп в МДОУ. |
Все детские сады |
Составлены планы деятельности координационного совета и рабочих групп |
||
Сбор статических данных о работе сайта «Виртуальный детский сад», анкетирование родителей о работе данного сайта. |
Сентябрь- октябрь 2020 и 2021 годы
|
Все детские сады |
Аналитическая информация о работе сайта «Виртуальный детский сад». |
|
Практический |
Работа координационного совета, заседания рабочих групп МДОУ |
Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год |
Заведующие, старшие воспитатели |
Выполнение планов деятельности координационного совета и рабочих групп |
Пополнение банка нормативно- правовой базы, теоретических и практических материалов для дальнейшего наполнения сайта «Виртуальный детский сад» |
Ноябрь 2021 год- апрель 2022 год |
Все детские сады |
Пополняется нормативно-правовая база Созданы теоретические и практические материалы для дальнейшего наполнения сайта «Виртуальный детский сад»
|
|
Семинары, мастер-классы, консультации, круглые столы, вебинары по основным направлениям развития ребенка: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»: - познавательное развитие (МДОУ № 21), - художественно-эстетическое развитие (МДОУ № 37, МДОУ № 236), - речевое развитие (МДОУ № 83) - физическое развитие (МДОУ № 19). в рамках сетевого взаимодействия МДОУ |
Ноябрь 2020 год- апрель 2021 год |
Все детские сады |
Педагогический опыт распространен среди участников сетевого взаимодействия |
|
в рамках транслирования опыта в муниципальной системе образования |
Ноябрь 2021 год- апрель 2022 год |
Все детские сады |
Педагогический опыт распространен в системе МСО г. Ярославля |
|
Взаимодействие с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности родителей. |
Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год |
Все детские сады |
Родители замотивированы на посещение сайта «Виртуальный детский сад». |
|
Информационное сопровождение по вопросам осуществления проектной деятельности на сайте образовательного учреждения. Проведение родительских собраний, оформление наглядной информации на стендах в ДОУ. |
Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год |
Все детские сады |
Информационная открытость ДОУ. |
|
Организация методического обеспечения библиотечного фонда в ДОУ, медиатеки |
Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год |
Старшие воспитатели |
Пополнены библиотечный фонд и медиатека ДОУ. |
|
Разработка буклетированного методического и практического материала для педагогов и родителей.
|
Ноябрь 2020 год- апрель 2022 год |
Старшие воспитатели |
Создан буклетированный методический и практический материал для педагогов и родителей.
|
|
Обобщающий |
Педагогическая конференция «Анализ работы муниципальной инновационной площадки»
|
Май 2021 год Май 2022 год |
Координационный совет |
Проведен анализ результатов работы по проекту.
|
Оформление продуктов проектной деятельности:
|
Май 2021 год
Апрель- май 2022 год |
Все детские сады |
Оформлены продукты проектной деятельности |
|
Подготовка и защита проекта на соискание статуса муниципальной инновационной площадки (3 год) |
Май-июнь 2021 год
|
Все детские сады |
Продолжение работы в статусе МИП |
|
Создание и защита проекта на соискание статуса муниципального ресурсного центра |
Апрель 2022 |
Все детские сады |
Дальнейшая трансляция опыта работы ДОУ |