Страница обновлена 14.05.2020

МДОУ «Детский сад №227»
города Ярославля

Страница обновлена 14.05.2020
МДОУ «Детский сад №227»
города Ярославля
Муниципальная инновационная площадка
"Развитие межполушарного взаимодействия
как основы интеллектуального развития детей"
 
Участники: МДОУ №№ 6, 47,95, 102, 150, 158, 170, 174, 192, 211, 212,215, 226, 227, 228, 231, 235; СШ № 2
Контактное лицо:

Старший воспитатель Скороходова Лариса Вячеславовна

Телефон: 8(4852) 44-25-36,  8(4852) 44-36-38

Документы, регламентирующие инновационную деятельность ДОУ
 
Инновационный проект МДОУ №№ 95, 212, 227, 228, 235 
«Внедрение методики рисования двумя руками в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» на 2019- 2020 уч. год
1.Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта: современные аспекты воспитания, развития и социализации обучающихся образовательных учреждений. 

2. Обоснование актуальности и инновационности проекта.

     Дошкольный возраст – это важнейший этап развития личности. Это период развития всех психических процессов, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, идет формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств ребенка.  

    В настоящее время учеными доказано, что в основе успешного развития любого психического процесса, познавательной, творческой деятельности лежит сформированность межполушарных связей головного мозга.

     Головной мозг человека принято сравнивать с компьютером. Он выполняет множество функций и обладает большими возможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично.  Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других – правое. При этом каждое полушарие имеет свои функциональные особенности:

- левое отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности;

- сферы специализации правого полушария – творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.

     Выигрывают же те, у кого работа полушарий синхронизирована. Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь. Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не только развивать одно его полушарие.

    Идея сбалансировать развитие полушарий мозга ребенка-дошкольника не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а ее реализация может рассматриваться, как еще одна возможность  оптимизации детского развития и достижения успешности при обучении на следующих этапах жизни: в школе, вузах, в самообразовании. Зависимость успешности обучения детей от своевременного развития межполушарных связей в сензитивный период дошкольного возраста, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована, доказана в ходе практических экспериментов учеными Н.А. Бернштейном, А. Р. Лурия, Л.С Цветковой и Л.В. Фоминой  и другими.

     Наиболее доступный способ постоянной стимуляции правого и левого полушария - рисование двумя руками. Его мощный потенциал в течение последнего десятилетия  привлек внимание многих исследователей и практиков в области педагогики и психологии. На сегодняшний день методики рисования двумя руками предлагают М.В. Ткачева, С.А. Иванковская, В.П. Гоч, М.С.Черноокий, Е.В. Асташенко, Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева, И.В. Мальцева, О.Н.Теплякова, Ш.Т.Ахмадуллин и др. авторы. Методики направлены на развитие интеллектуальных и творческих качеств личности, входят в состав современных педагогических технологий, применяемых в ДОУ и школе. Особенностью рисования двумя руками  является то, что оно, воздействуя сразу на два полушария человека, позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление, а также помогает подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации, является основой для социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка.     

    Внедрение методики рисования двумя руками в образовательный процесс  будет способствовать повышению у детей дошкольного возраста концентрации внимания, развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной ориентации, окажет положительное влияние на двигательные способности ребенка, активизацию его творческого потенциала, что, несомненно, приведет к повышению результативности и продуктивности образовательного процесса.

     Наш опыт и знакомство с опытом коллег ДОУ города позволяет говорить о том, что педагоги либо не знакомы с методиками рисования двумя руками, либо имеют недостаточный уровень компетентности в данных вопросах: применяют фрагментарно, часто нарушается последовательность и системность в работе по их применению.

   3.Цели, задачи и основная идея   (идеи) предлагаемого проекта

Основная идея проекта

     Идея проекта возникла, как продолжение работы МРЦ по подпроекту «Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста», в рамках которого велась работа по обучению детей играм Го, Жипто, шашки, шахматы. Интеллектуальные игры требуют быстроты мышления, логических цепочек по планированию ходов, продумывания тактики. Как активизировать деятельность мозга? Как развить интеллектуальные способности ребенка и помочь ему в достижении победы в предлагаемых играх? В поиске ответов на данные вопросы участники МРЦ вышли на идею  освоение педагогами современной методикой работы с детьми по рисованию двумя руками, обеспечивающей гармоничное развитие познавательной, интеллектуальной, творческой деятельности и эмоционального восприятия.

    Имея психологическое обоснование, данная тема, тем не менее, ориентирована на педагогическое воплощение через работу педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в сотрудничестве с педагогами-психологами. Основой для внедрения методики рисования двумя руками предполагается взять разработки, предложенные доктором педагогических наук М.В.Ткаченко, выпущенные в издательстве «Просвещения», а также апробация аналогичных методик других авторов.    

 

Цель: внедрение методики рисования двумя руками в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. создавать условия для ознакомления и освоения педагогами методик рисования двумя руками;
  2. методики, ориентированные на работу с детьми старшего дошкольного возраста, апробировать в практической деятельности;
  3. определить место и систему работы по внедрению предлагаемых методик в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста;
  4. разнообразить формы и средства популяризации рисования двумя руками, сопряженного с эмоциональным, социальным и когнинивным компонентами  развития старших дошкольников, в сотрудничестве с семьями воспитанников;
  5.     обеспечить первичную трансляцию инновационного опыта.

 

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Календарный план реализации проекта  

Цель: внедрение методики рисования двумя руками в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. создавать условия для ознакомления и освоения педагогами методик рисования двумя руками;
  2. методики, ориентированные на работу с детьми старшего дошкольного возраста, апробировать в практической деятельности;
  3. определить место и систему работы по внедрению предлагаемых методик в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста;
  4. разнообразить формы и средства популяризации рисования двумя руками, сопряженного с эмоциональным, социальным и когнинивным компонентами  развития старших дошкольников, в сотрудничестве с семьями воспитанников;
  5.            обеспечить первичную трансляцию инновационного опыта.

 

Основное содержание

Сроки

Ответствен-ные

Результат

        1. Установочный семинар для участников проекта по организации деятельности МИП на учебный год.

  

 

 

    2. Изучение опыта  по развитию мыслительных процессов  посредством рисования двумя руками. (М.В.Ткачева: «От линии к линии», «Чудесные клетки», В.П.Гоч, М.С.Черноокий, Е.В.Асташенко «Дуэты для двух рук и двух полушарий» Ш.Т.Ахмадуллин «Рисование двумя руками. Развитие интеллекта ребенка», Зегебарт Г. М. «Волшебные обводилки Формирование графомоторных навыков» .

Иванковская С.А. «Рисование двумя руками одновременно» и др.)

 

сентябрь  2019 г.

Отв. и участники:

Заведующие, старшие воспитатели

№ 95,212,227, 228,235

  1.       Педагоги ознакомлены с 

планом деятельности площадки, обозначены сроки.

Вовлечены в проект педагоги всех ДОУ - участников сетевого сообщества.

2. ТГ проведен анализ изученного опыта.

 

  1.       1.Разработка семинарского занятия для педагогов  «Развитие мыслительных процессов  посредством рисования двумя руками. Анализ авторских методик».
  2.       2. Семинар для педагогов –участников проекта «Ознакомление и освоение педагогами методики рисования двумя руками»
  3.       3. Составление перспективного

плана  внедрения упражнений рисования двумя руками для детей старшего дошкольного возраста. Определение их места в образовательном процессе ДОУ.

Октябрь 2019 г.

Ответственные: заведующий, старшие воспитатели

ДОУ №235,212

  1.       Разработано семинарское занятие  «Развитие мыслительных процессов  посредством рисования двумя руками».
  2.       Педагоги –участники проекта ознакомлены и освоили методики рисования двумя руками»;
  3.       Составлен перспективный план  внедрения упражнений рисования двумя руками для детей старшего дошкольного возраста. Определение их места в образовательном процессе ДОУ.
  1.       Апробация методик рисования двумя руками в практической деятельности с детьми.
  2. Анализ наработанного опыта.

Ноябрь-апрель

Ответственные: старшие воспитатели

№ 95,212,

227, 228,235

Опыт реализации, аналитические выводы по использованию методик.

1.Разработка конспектов

родительских собраний  (Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста),

досугов , наглядной информации  по данному направлению.

 

2. Проведение  семинарского занятия  «Развитие мыслительных процессов».  Категория участников: воспитатели, учителя –дефектологи города

 

Ноябрь 2019 г.

 

Ответственные: старшие воспитатели

Ответственные: заведующий, старшие воспитатели

ДОУ №212, 235

  1. Разработка конспектов

родительских собраний, досугов,  наглядной информации по данному направлению.

 

 

  1. Проведено  семинарское

занятие  «Развитие мыслительных процессов  посредством рисования двумя руками».

 

       1. Разработка конспектов образовательной деятельности,

досугов для детей старшего дошкольного возраста по теме «Рисуем двумя руками»

 

Декабрь 2019г.

Ответственные: старшие воспитатели

№ 95,227

Разработаны конспекты образовательной деятельности,

досугов для детей старшего дошкольного возраста «Рисуем двумя руками»

 

1.Разработка и проведение

межсетевого досуга для детей старшего дошкольного возраста «Алиса в зазеркалье или рисуем двумя руками».

 

2.Систематизировать

материалы в картотеку упражнений рисования двумя руками

Январь 2020г.

Ответственные: старшие воспитатели ДОУ №235

 

№ 228

  1. Проведение межсетевого

досуга для детей старшего дошкольного возраста «Алиса в зазеркалье или рисуем двумя руками».

 

2.Создание картотеки  упражнений рисования двумя руками.

 1.Разработка мастер-класса для педагогов города «Развитие межполушарного взаимодействия

 как направление психокоррекции

 детей с ОВЗ»

 

 

2.Консультирование педагогов – участников проекта по возникающим вопросам

Февраль 2020г.

Ответственные: старшие воспитатели

№ 227,235

  1. Конспект мастер-класса для педагогов города «Развитие межполушарного взаимодействия как направление психокоррекции

 детей с ОВЗ»

 

2.Ликвидация практических затруднений педагогов в организации деятельности с детьми по рисованию двумя руками.

1. Разработка и проведение

совместного досуга родителей и детей  «Тайны Леонардо да Винчи»

 

 

2.Проведение   мастер –класса

для педагогов города «Развитие межполушарного взаимодействия

 как направление психокоррекции

 детей с ОВЗ».

3. Разработка структуры сборника методических материалов из опыта работы по использованию внедрению методики рисования двумя руками в образовательном процессе ДОУ.

 

Март 2020 г.

Ответственные: старшие воспитатели

ДОУ № 235

1. Разработка и проведение

совместного досуга родителей и детей  «Тайны Леонардо да Винчи»

 

2. Трансляция опыта для педагогов г. Ярославля

 

 

 

3.Разработана  структура сборника методических материалов из опыта работы по внедрению методики рисования двумя руками в образовательном процессе ДОУ.

 

1.Анализ результатов апробированных методик рисования двумя руками.

 

  1. Оформление продуктов:

сборника методических материалов из опыта работы по внедрению методики рисования двумя руками в образовательном процессе ДОУ.

 

 

Апрель 2019 г.

Ответственные: старшие воспитатели

№ 95,212,227, 228,235

 

 Оформлены продукты проекта:

- сборник методических материалов из опыта работы по внедрению методики рисования двумя руками в образовательный процесс ДОУ. (анализ апробированных методик рисования двумя руками, конспекты образовательной деятельности, планирование, картотека упражнений рисования двумя руками, сценарии досугов, родительских собраний, мастер-классов)

 

  1.          Анализ деятельности за

текущий учебный год. Написание аналитической справки по результатам работы за 2019-2020 уч. год.

  1.     Подготовка презентации -отчета о результатах деятельности

 

 3. Трансляция работы на

сайтах ДОУ и образовательных ресурсах в сети интернет.

 

Май 2020г.

Ответственные и

участники:

заведующие

старшие воспитатели

  1. Проведен анализ

деятельности за учебный год. Сформирована  аналитическая справка по результатам работы за 2019-2020 учебный год.

  1.  Презентация 

отчета о результатах деятельности

  1. Транслирование  и

тиражирование инновационного опыта (Публикации по данному направлению на сайтах, в журналах на разных уровнях)

 

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

системный, научный подход к реализации проекта.

Учет  качественных   и количественных  показателей   деятельности в рамках реализации проекта; комплексная оценка эффективности инновационного проекта; степень достижения запланированных результатов,  отчеты о ходе реализации  проекта (за 1-е полугодие, годовой).

 

4.  Механизмы реализации инновационного проекта

 

Механизмы реализации проекта:

•     деятельность творческих групп на базе дошкольных учреждений – участников проекта;

•     создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников на основе современных инноваций;

•     сетевое взаимодействие педагогов ДОУ – участников проекта;

•     обновление содержания и технологий образования детей дошкольного возраста.

 5.  Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта

   усиление социального, эмоционального и когнитивного компонентов в развития детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения рисования двумя руками;

  •    достижение нового качества профессиональных компетенций педагогов ДОУ на основе освоения инновационной деятельности;

• создание пакета методических материалов по внедрению методики рисования двумя руками в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

6.Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта

 

Кадровое обеспечение проекта:

  1.  МДОУ «Детский сад №95»:
    • заведующий – Малышева Анна Николаевна,
    • старший воспитатель высшей квалификационной категории Бондарь Елена Юрьевна,
    • педагог-психолог и воспитатели высшей квалификационной категорий групп старшего дошкольного возраста.
  2. МДОУ «Детский сад №212»:
    • заведующий – Дидковская Татьяна Николаевна,
    • старший воспитатель высшей квалификационной категории Левашова Лариса Александровна, дипломант городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Золотой фонд 2006 г.»,
    • педагог-психолог и воспитатели высшей квалификационной категорий групп старшего дошкольного возраста;

 

  1. МДОУ «Детский сад №227»:
  • заведующий – Морозова Елена Алексеевна,
  • старший воспитатель высшей квалификационной категории Скороходова Лариса Вячеславовна, дипломант городского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года 2010г.», лауреат Конкурса на соискание премий Губернатора Ярославской области в сфере образования 2017г.,
  • педагог-психолог и воспитатели высшей и первой квалификационной категорий групп старшего дошкольного возраста;

 

  1. МДОУ «Детский сад №228»:
  • заведующий – Чубарнова Елена Алексеевна,
  • старший воспитатель высшей квалификационной категории Булатова Марина Федоровна, победитель городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Золотой фонд 2010г.»,
  • педагог-психолог и воспитатели высшей квалификационной категорий групп старшего дошкольного возраста;

 

  1. МДОУ «Детский сад №235»:
  • заведующий – Сергеева Елена Валентиновна,
  • старший воспитатель высшей квалификационной категории – Ожогова Наталия Юрьевна, лауреат городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Золотой фонд 2014 г.», лауреат Конкурса на соискание премий Губернатора Ярославской области в сфере образования 2017г.,
  • педагог-психолог и воспитатели высшей квалификационной категорий групп старшего  дошкольного возраста;

 

 

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  • локальные акты ОУ по реализации проекта.

Материально-техническое обеспечение проекта: информационные и технические ресурсы каждого образовательного учреждения соответствуют требованиям реализации проекта (имеется в наличии вся необходимая компьютерная техника, Интернет подключение, рабочие тетради и др.)

 

 

 7. Описание ожидаемых инновационных продуктов: полнота описания продуктов

Основной продукт проекта:

сборник методических материалов из опыта работы по внедрению методики рисования двумя руками в образовательный процесс ДОУ. (анализ апробированных методик рисования двумя руками, конспекты образовательной деятельности, планирование, картотека упражнений рисования двумя руками, сценарии досугов, родительских собраний, мастер-классов)

 

Результаты проекта:

  • будет создана и апробирована система работы по внедрению предлагаемых методик в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах

освоения методики рисования двумя руками;

  • обеспечена активная партнерская позиция родителей в вопросах развития у детей мыслительных процессов. Методика рисования двумя руками популяризирована среди родителей;
  • первичная трансляция инновационного опыта  по внедрению методики в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на семинарах, сайтах ДОУ и образовательных ресурсах в сети интернет;
  • публикации, диссеминация практического педагогического опыта (конференции, обмен опытом на семинарах и др.).

 

 

8. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО

  • трансляция инновационного опыта  по внедрению методики рисования двумя руками в работе с детьми старшего дошкольного возраста на сайтах ДОУ и образовательных ресурсах в сети Интернет;
  • публикации, диссеминация практического педагогического опыта (семинары-практикумы, конференции и др.);

 

9.    Исполнители проекта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95»,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 227»,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 228»,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 235».

 

Промежуточный отчет муниципальной инновационной площадки «Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуального развития детей»  по реализации проекта «Внедрение методики рисования двумя руками в образовательную деятельность  с детьми старшего дошкольного возраста» за I полугодие 2019/2020 учебного года.

 

Аналитическая справка о результатах деятельности    МИП  «Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуального развития детей»  за 2019/2020 учебный год